О ключевых принципах Международного авиационно-космического
салона в Жуковском, этапах его биографии, особенностях
МАКС-2021 в эксклюзивном интервью рассказывает Александр
Левин, генеральный директор АО «Авиасалон» – устроителя всех
салонов МАКС.
– Александр Юрьевич, на ваш взгляд, в чём ключевые
особенности МАКС в контексте крупнейших мировых
авиационно-космических салонов?
– В нынешний непростой период главное отличие МАКС-2021 от
выставок в Le Bourget, Farnborough и других крупных мировых
авиасалонов в том, что он не отменён. Если же взглянуть
шире, то Международные авиационно-космические салоны прочно
заняли своё место в деловом календаре ведущих мировых
компаний по ряду причин. Прежде всего, это крупнейшее
отраслевое событие для огромного евразийского региона. В
силу различных причин именно в Жуковском проходят премьеры
мирового масштаба, подготовленные российскими компаниями: на
МАКС можно было впервые увидеть истребитель пятого поколения
Су-57, перспективный магистральный самолёт МС-21-300.
Сохранится тенденция отдавать право первенства нашему салону
и в 2021 году. Гости МАКС смогут впервые увидеть
магистральный самолёт МС-21-310 с отечественными двигателями
ПД-14, региональный самолёт Ил-114-300, самолёт местных
воздушных линий ЛМС-901, вертолёты Ми-171А3, Ка-32А11М, «Ансат-М»,
ряд других новинок.
Отмечу, что МАКС гораздо более концентрированно
демонстрирует результаты работ научного сообщества.
Масштабный павильон Национального исследовательского центра
«Институт им. Н.Е. Жуковского» даёт представление о том,
какие технологии будут определять облик авиации будущего, а
натурные экспонаты, которые демонстрируются в том числе на
статической площадке, наглядно показывают, что в ключевых
направлениях Россия как минимум не отстаёт от мировых
лидеров.
Ещё одно очевидное отличие от международных выставок прошлых
лет – очень строгие меры безопасности. Нами подготовлен и
согласован в Роспотребнадзоре проект положения, описывающий
правила посещения выставочной площадки. Конечно,
необходимость получить QR-код, подтверждающий прохождение
вакцинации или наличие отрицательного ПЦР-теста, создаёт для
участников и гостей дополнительные трудности, но мы не
сомневаемся, что эти меры окажутся эффективными.
– Пятнадцатый салон, пройден серьёзный путь. Какие основные
этапы развития претерпел МАКС? Какое отражение этой истории
можно увидеть на МАКС-2021?
– Программы создания летательных аппаратов – одно из самых
ярких отражений стремительного хода времени. Десять лет тому
назад, на МАКС-2011, мы впервые стали свидетелями полётов
самолёта Т-50, теперь самолёты Су-57 поставляются Минобороны
России. Также в 2011 году на МАКС был показан первый Sukhoi
Superjet 100, поставленный коммерческому эксплуатанту.
Спустя 10 лет мы увидим на статической стоянке борт в
окраске крупнейшего оператора этих машин – авиакомпании
«Россия». Это один из почти 150 SSJ-100, эксплуатируемых
сегодня. А ещё в экспозиции ряда отечественных компаний мы
увидим агрегаты, созданные для новой версии самолёта SSJ-New,
прежде всего – демонстратор двигателя ПД-8.
Два года назад главным событием МАКС был премьерный показ
МС-21-300 – самого совершенного магистрального самолёта.
Теперь мы увидим МС-21-310 с отечественными двигателями. А
спустя ещё пару лет, не сомневаюсь, гостем выставки будет
лайнер одной из российских авиакомпаний.
– Одно из ярких отличий МАКС – очень насыщенная и
разноплановая (вероятно, самая насыщенная в мире) лётная
программа…
– Соглашусь с вами, уникальная лётная программа является
визитной карточкой салонов МАКС. Выдающиеся характеристики
манёвренности – это сильная сторона наших боевых машин.
Легендарные МиГ-29 и Су-27, а также пришедшие им на смену
истребители МиГ-35, Су-35 и Су-57 – это непревзойдённые
воздушные акробаты. С другой стороны, МАКС является
наследником и продолжателем традиций воздушных праздников,
авиационных парадов, которые проводились в нашей стране.
Программа полётов в 2021 году ожидается насыщенной, но, к
сожалению, не рекордной. Мы получили подтверждение от
прославленных асов из пилотажных групп «Русские Витязи»,
«Стрижи», «Соколы России» и «Беркуты», ждём блестящие
команды «Первый полёт» и «Реакторы». С сольной программой
выступит Светлана Капанина – наша непревзойдённая пилотесса.
Впервые в МАКС примет участие пилотажная группа Sarang из
Индии, выступающая на вертолётах Dhruv.
– Какие особенности вы бы хотели прежде всего выделить на
МАКС-2021?
– Живое общение по-прежнему является неотъемлемой частью
конгрессных мероприятий. Поэтому наш конгресс-центр не будет
простаивать. Заявки на проведение конференций, презентаций и
пресс-конференций поступали до последнего момента, и я не
исключаю, что даже во время работы выставки программа
дополнится новыми событиями. Мы предоставили технические
возможности организаторам мероприятий проводить видеомосты,
а также приняли решение об организации онлайн-трансляции
деловых мероприятий на нашем сайте. Это позволит существенно
расширить аудиторию.
Что касается премьер выставки, я бы хотел обратить внимание
гостей на экспозицию научных организаций и инновационных
компаний. Нет сомнений в том, что появившиеся в минувшие
годы технологии, новые материалы, а также стремительный рост
вычислительных возможностей приведут к революционным
преобразованиям и в авиации, и в космонавтике. Нас ждёт бум
беспилотных систем. Дроны-такси преобразят городской
транспорт, космические технологии станут доступнее...
Об экспортной составляющей МАКС-2021 нагляднее всего говорит
экспозиция компании «Рособоронэкспорт», которая пригласила
на МАКС более 120 делегаций из 65 стран мира – это очень
внушительный показатель. Помимо натурных экспонатов, будет
представлена сенсорная интерактивная мультимедийная
инсталляция, с помощью которой можно будет ознакомиться с
3D-моделями 38 образцов продукции военного назначения.
– Что можно сказать об иностранном участии в МАКС-2021?
– Мы понимаем, что отсутствие прямого регулярного
авиасообщения между Россией и рядом стран и существующие
ограничения на поездки затрудняют организацию полноценного
участия иностранных компаний в салоне. Однако крупнейшие
мировые компании всё же нашли возможность направить на МАКС
свои делегации, организовать масштабные экспозиции, включая
демонстрацию натурных экспонатов. Среди авиапроизводителей,
которые будут участвовать в очном формате, – Airbus,
Aircraft Industries, Boeing, BrahMos Aerospace, Cirrus
Aircraft, De Havilland Canada, Safran. Всего около 80
экспонентов.
Но подлинным прорывом для нас стало использование гибридного
формата, который предполагает заочное участие иностранных
специалистов в деловой программе, проведение
онлайн-презентаций. В итоге участниками МАКС стали свыше 250
зарубежных компаний из 54 стран мира – это ощутимо больше,
чем в 2019 году.
– Всегда на МАКС – особые программы для детей и студентов.
Как в этом году?
– Специальные программы для молодёжи – это хорошая традиция,
которую мы намерены поддерживать и всячески укреплять.
Начиная с 2015 года проводится «День студента», когда
учащиеся дневных отделений высших и средних учебных
заведений могут посетить выставку бесплатно.
В 2019 году мы сделали ставку на формирование раздела Future
Hub, который должен был объединить несколько традиционных
экспозиций, посвящённых научно-техническому творчеству
молодёжи, вузовской науке, профориентации. Эта инициатива
оказалась удачной, и сейчас мы масштабируем полученный опыт.
Future Hub – это большая площадка, на которой размещены
экспозиции компаний, конференц-зона, площадки для делового
общения, презентаций… Словом, это форум внутри МАКС,
посвящённый будущему авиации и космонавтики.
Я бы хотел отдельно отметить программу, которую готовит
благотворительный фонд «Система». На МАКС будет организован
«Лифт в будущее» – это замечательная возможность попробовать
себя в новых профессиях, пройти стажировку, получить навыки,
которые помогут воплотить мечты о покорении неба.
– Этот год – юбилейный для отечественной космонавтики. При
этом именно МАКС всегда был главной выставочно-деловой
площадкой для национальных космических программ. Что
«особого космического» на МАКС-2021?
– Предприятия, входящие в Госкорпорацию «Роскосмос»,
подготовили целую россыпь новинок в самых разных областях. В
экспозиции, которая в этом году заняла целый павильон,
представлены проекты новых ракет-носителей разных классов, в
том числе перспективные модифицированные версии «Ангара-5»,
«Союз-5», «Амур-СПГ», «Енисей». Большой раздел посвящён
спутникам дистанционного зондирования земли и
телекоммуникационным спутникам. Представлен проект
отечественной орбитальной станции. И, конечно, интерес для
специалистов представляют проекты, связанные с полётами к
Марсу и изучением «дальнего» космоса.
– По каким направлениям, принципам и форматам идёт
дальнейшее развитие МАКС?
– МАКС должен сохраниться как международная деловая
площадка, на которой будет происходить диалог российских и
зарубежных компаний. При этом часть привычных нам
составляющих сохранится, часть, вероятно, станет менее
значимой, но при этом появятся новые форматы и возможности.
МАКС в будущем – это по-прежнему главное событие в деловом
календаре, консолидирующая площадка для проведения
специализированных отраслевых мероприятий, располагающая
передовыми технологическими возможностями. И, конечно, МАКС
– это большой праздник для всех любителей авиации и
космонавтики.
Полный текст интервью опубликован на сайте
www.aviasalon.com и в журнале «ОПК РФ» № 4/2021.
Фото МАКС-2019, источник –
www.aviasalon.com