НАВЕРХ

ОПР
Объединенная промышленная редакция
Show-daily MAKS-2021
Официальное издание международного авиационно-космического салона
Оборудование вспомогательное. Но не второстепенное!
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» унифицирует и стандартизирует системы кондиционирования своих боевых машин

В истории войн и вооружённых конфликтов нередко случалось, что прекрасно обученные солдаты, вооружённые совершенным оружием, терпели поражение в силу банальной усталости. «Личный состав дошёл до полного истощения сил» – такими докладами зачастую предварялись сообщения о разгроме. Поэтому поддержание в норме физического состояния военнослужащих – задача не менее важная, чем снабжение боеприпасами и топливом. И одним из значимых факторов в этом деле является кондиционирование – обеспечение максимально удобного для человека режима температуры и влажности воздуха.








Боевые системы кондиционирования сначала были внедрены на кораблях во второй половине прошлого века. Затем они стали неотъемлемой частью оснащения самолётов, танков и других боевых машин. Несмотря на известную неприхотливость русского солдата, Российская армия не стала в этом деле исключением: кнопки регулирования работы кондиционера заняли своё место рядом с пультами управления системами оружия.

Однако до недавнего времени к кондиционерам относились как к оборудованию «второстепенного значения». Это проявлялось, в частности, в том, что в боевых машинах устанавливались самые различные кондиционеры. При этом они либо их узлы и блоки зачастую изготавливались на предприятиях, не имевших отношения к ВПК, а то и вовсе не сертифицированных для производства работ в данном направлении. Помимо понятных сложностей с контролем качества изделий, это приводило и к неоправданным проблемам в ходе эксплуатации. В силу различия конструкций систем кондиционирования в военных частях формировался огромный список необходимого для обслуживания изделий оборудования. При этом требовались разные подходы к обслуживанию различающихся между собой систем, что также усложняло их эксплуатацию.

В целях устранения данных недостатков Концерном ВКО «Алмаз – Антей» принято решение о стандартизации всей номенклатуры систем климат-контроля для спецтехники, производимой на предприятиях Концерна. Производством стандартизированных и унифицированных изделий данной тематики будет заниматься Ижевский электромеханический завод «Купол» (входит в состав Концерна ВКО «Алмаз – Антей»).

И этот выбор далеко не случаен. Во-первых, и это совершенно очевидно, гораздо безопаснее и надёжнее будет, если производством систем кондиционирования воздуха для боевых машин будет заниматься непосредственно предприятие ОПК. А во-вторых, ИЭМЗ «Купол» имеет большой и, главное, успешный опыт работы в данном направлении.

Выпуском гражданской климатотехники завод занимается уже четверть века. А в 2020 году на предприятии было быстро и эффективно развёрнуто производство промышленного холодильного оборудования. Есть крупные успехи и в создании систем кондиционирования для боевых машин.

Так, в рамках работ по модернизации ЗРК «Оса» в 2011 году заводом был разработан кондиционер КСТ-4. Он получился надёжным и производительным. Успешная работа над кондиционером для «Осы» позволила проверить ключевые конструкторские решения, их верность, надёжность и с полученными результатами двигаться дальше, к освоению всё более сложных изделий. В дальнейшем были созданы КСТ-МГ, КСТ-4ДТ для различных вариантов ЗРК «Тор-М2». При этом система кондиционирования, разработанная для эксплуатации в районах Крайнего Севера (на ЗРК «Тор-М2ДТ»), является весьма сложным высокотехнологичным агрегатом. Основной её задачей является уже не охлаждение, а осушение воздуха в условиях повышенной влажности. Также в системе имеются функции обогрева, вентиляции, фильтрации воздуха.

В ближайших планах ИЭМЗ «Купол» – расширение номенклатуры разрабатываемых и производимых систем кондиционирования и климат-контроля. В частности, в настоящий момент завершается второй этап ОКР по разработке системы климат-контроля для дальнейшего оборудования ЗРК. В системе используется двухзонный климат-контроль с независимым обеспечением климата в двух отсеках – водителя/командира и оператора. К нововведениям можно отнести и то, что система климат-контроля включена в БИУС (бортовая информационная управляющая система) изделия. В результате, стало возможным управлять климатом не только в «ручном», но и в автоматическом режиме, предварительно задав необходимые параметры и контролируя их с помощью визуального дисплея. Опытный образец успешно прошёл автономные испытания на предприятии.

Говоря о перспективах унификации и стандартизации систем климат-контроля для спецтехники, выпускаемой предприятиями Концерна ВКО «Алмаз – Антей», начальник конструкторского отдела конструкторско-технологического управления ИЭМЗ «Купол» Ренат Исламов отметил:

«Следует сразу сказать, что мы ещё только в начале пути к унификации систем кондиционирования для зенитных ракетных комплексов Концерна. Для исполнения этого решения у нас есть все необходимые компетенции, опыт работы, наработки. Поскольку техника военная, все проводимые работы имеют свой срок реализации. К настоящему времени сформулированы конкретные поручения, в частности, нашему управлению, и работы в части исполнения этих поручений уже ведутся. Так, мы активно осваиваем номенклатуру систем кондиционирования для серийных изделий нашего предприятия, а также занимаемся опытно-конструкторскими работами (ОКР) по созданию климат-контрольных систем для новейшей техники».

Решение задачи стандартизации и унификации систем климат-контроля боевых машин позволит унифицировать и регламент обслуживания этих изделий, что значительно уменьшит номенклатуру необходимого оборудования в эксплуатирующих организациях и упростит обучение личного состава.

А концентрация производства этих систем на ИЭМЗ «Купол» – одном из ведущих предприятий ВПК России – позволит снизить затраты (за счёт увеличения серийности производства) и обеспечить должный уровень качества и надёжности работы изделий.
Show-daily MAKS-2021, №3 22 июля 2021 года (день 3)
МАКС-2021: сделки и сенсации
Философия диверсификации
АЭРОСИЛА: ПЛАНОВЫЕ УСПЕХИ
БЛМЗ: успехи и перспективы

Продукция любой сложности и направленности
Оборудование вспомогательное. Но не второстепенное!
Стратегическое финансирование
Лучшие в мире
«Русполимет» – на МАКС-2021
Show-daily MAKS - МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ САЛОН
Официальное издание международного авиационно-космического салона
Размещение материалов в газете «Show-daily MAKS»: (985)766-3923, (908)576-9292, (912)371-6644
Copyright © 2021-2022 Перепечатка материалов – только с письменного разрешения издателя Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов