НАВЕРХ

ОПР
Объединенная промышленная редакция
Show-daily MAKS-2021
Официальное издание международного авиационно-космического салона
МАКС-2021: сделки и сенсации
Олег Пантелеев, «Авиасалон»

От авиастроения, относящегося к числу наиболее пострадавших отраслей экономики, представители выставочной индустрии в пандемийный 2021 год многого не ожидали. Однако отечественные самолёто-, вертолёто- и двигателестроительные компании подготовили столько премьер мирового масштаба, что ряду экспонентов пришлось существенно увеличить занимаемые площади, чтобы вместить все новинки. Деловая активность авиасалона тоже не пострадала, а благодаря гибридному формату участия конференции и круглые столы, проходящие на МАКС, существенно увеличили свой охват.





Масштаб МАКС-2021 недвусмысленно даёт понять, что аэрокосмическая индустрия воспринимает авиасалон как один из ключевых элементов маркетинговой политики. Экспозиции разместили 538 российских компаний, а также 89 зарубежных экспонентов. Дополнительный импульс мероприятие получило вследствие перехода на гибридный формат работы. Возможностью разместить информацию о бизнесе и принять участие в работе конференций по видео-конференц-связи воспользовались 202 участника. Таким образом, МАКС-2021 в активе имеет 829 компаний из 56 стран мира.

Открыл работу выставки Президент России Владимир Путин. В приветственном слове, а также в ходе состоявшегося на площадке салона совещания по тематике гражданского авиастроения он обозначил ключевые вопросы, на которых предстоит сфокусироваться профильным чиновникам и бизнесу в ближайшие годы.

Одно из актуальных направлений – развитие партнёрства в рамках ЕАЭС. В. Путин напомнил, что Россия реализует с Казахстаном ряд взаимовыгодных проектов, включая сборку вертолётов семейства «Ми» и совместный проект «Байтерек» по пусковым услугам с космодрома Байконур. На второй день работы МАКС количество совместных программ увеличилось: компания «Казахстанская авиационная индустрия» (КАИ) приобрела 20% в компании «Байкал-Инжиниринг», разработчике самолёта ЛМС-901 «Байкал». Полученные в ходе сделки средства будут направлены на проведение опытно-конструкторских работ по самолёту. В свою очередь, казахстанская сторона получит полный пакет рабочей конструкторской документации. КАИ выступит поставщиком ряда комплектующих, а также будет осуществлять финальную сборку самолётов ЛМС-901.

Президент России в своём выступлении обратил внимание на перспективные проекты в гражданском самолётостроении, в том числе магистральный самолёт МС-21-310 с двигателями ПД-14, региональный самолёт Ил-114-300, ЛМС-901 «Байкал», а также новые вертолёты. Впоследствии эти летательные аппараты оказались в центре дискуссии, посвящённой проблематике продвижения отечественной авиатехники на внутренний рынок. В. Путин в ходе совещания напомнил, что правительством реализуются масштабные меры по поддержке продаж новых гражданских воздушных судов, в том числе самолётов «Сухой Суперджет-100» и вертолётов отечественного производства. Однако, по мнению главы государства, важно синхронизировать усилия всех заинтересованных сторон, чтобы обеспечить максимально полное удовлетворение потребностей отечественных авиакомпаний в современных воздушных судах. «Давайте сегодня посмотрим, как реализуются принятые решения, сколько самолётов и вертолётов уже приобретено с использованием механизма госгарантий, есть ли какие-то проблемные, нерешённые, может быть, ещё вопросы», – сказал он, дополнив, что необходимо определить перспективные планы производителей по выпуску авиатехники до 2030 года, а также их ответственность по обязательствам в части сроков поставки, цен, качества и уровня исправности такой техники. «Эти планы должны быть обеспечены соответствующим финансированием из различных источников. Это тоже одна из наших основных тем сегодня», – резюмировал В. Путин.

В продолжение дискуссии на площадке МАКС состоялись подписания соглашений на поставку самолётов Sukhoi Superjet 100, а также вертолётов Ми-8АМТ и «Ансат». В частности, компанией «ПСБ Лизинг» заключён твёрдый контракт на поставку 15 самолётов для авиакомпании «Россия». Корпорацией «Иркут» подписаны меморандумы на поставку 25 самолётов с Red Wings, 10 – с «Азимут» и 8 – с ГТЛК и «Авророй». По мнению министра промышленности и торговли Российской Федерации Дениса Мантурова, подписанные соглашения подтверждают, что SSJ-100 – востребованная машина. В свою очередь пополнили портфель заказов и отечественные вертолётостроители. Авиакомпания «ЮТэйр – вертолётные услуги» заказала у холдинга «Вертолёты России» 50 вертолётов Ми-8АМТ. Поставки стартуют в 2022 году. Два вертолёта «Ансат» компания «Русские вертолётные системы» арендует у «Авиакапитал-Сервис». Значимым событием МАКС-2021 стало начало исполнения контракта между Национальной службой санитарной авиации и компанией «ПСБ Лизинг» на поставку 66 вертолётов санавиации, в том числе 28 Ми-8МТВ-1 и 37 «Ансатов»

Безусловно, одним из самых ярких событий первого дня работы МАКС-2021, да и, пожалуй, всего салона стала демонстрация «совершенно нового военного самолёта». За этим интригующим названием скрывался прототип лёгкого однодвигательного истребителя пятого поколения, названного Checkmate. Сначала новинку представили В. Путину: генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь рассказал о проектных лётно-технических характеристиках самолёта, его основных достоинствах, среди которых возможности адаптации под потребности конкретного заказчика, низкая стоимость эксплуатации и широкие боевые возможности.

Впоследствии состоялась масштабная презентация самолёта для представителей СМИ, из которой стали известны подробности относительно проекта. Новый истребитель должен отличаться модульной конструкцией, позволяющей формировать облик самолёта под требования конкретного заказчика, а также открытую архитектуру бортового радиоэлектронного оборудования, что даёт возможность интегрировать оборудование разных производителей. Такие особенности помогут в будущем в модернизации самолёта, что на многие годы обеспечит устойчивый спрос платформе ЛТС. Разработчики заявляют о превосходстве самолёта над конкурентами: максимальная боевая нагрузка в 7400 кг – выше, чем у аналогов, объём внутренних отсеков для размещения авиационных средств поражения – рекордный среди конкурентов. Сочетание большого боевого радиуса и внушительного арсенала управляемых ракет поможет решать задачи по поражению наземных и надводных целей даже в условиях активного противодействия противника.

Благодаря многочисленным технологическим наработкам, сделанным компанией «Сухой» по тяжёлому истребителю пятого поколения, разработчику удалось весьма оперативно сформировать облик перспективной машины. Если столь высокий темп работ удастся сохранить, уже в 2023 году, как ожидается, состоится её первый полёт, а в 2026–2027 годах должны начаться поставки воздушных судов заказчикам. По мнению главы Госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова, самолёт обладает высоким экспортным потенциалом, обусловленным выдающимися лётно-техническими характеристиками, боевой эффективностью и привлекательной стоимостью.

МАКС-2021 продолжает работу. Подлинно международное мероприятие, привлекающее сотни экспонентов, эффективная деловая площадка, на которой подписываются многомиллиардные сделки, место, где проходят премьеры мирового уровня... Безусловно, выставка привлекает повышенное внимание и со стороны гостей. Однако пандемия, обусловившая принятие повышенных мер безопасности, ограничила количество посетителей на площадке. В первый день через контрольно-пропускные пункты прошло 6970 человек, что меньше, чем двумя годами ранее. Зато существенно возросла активность специалистов и любителей авиации в сети интернет. На официальном сайте МАКС за событиями салона и мероприятиями деловой программы следили 94 300 посетителей, ещё 282 000 человек для знакомства с новостями и ключевыми событиями выставки выбрали официальные аккаунты авиасалона. Пандемия преображает облик конгрессно-выставочных мероприятий, но не снижает интереса к авиации и космонавтике.
Show-daily MAKS-2021, №3 22 июля 2021 года (день 3)
МАКС-2021: сделки и сенсации
Философия диверсификации
АЭРОСИЛА: ПЛАНОВЫЕ УСПЕХИ
БЛМЗ: успехи и перспективы

Продукция любой сложности и направленности
Оборудование вспомогательное. Но не второстепенное!
Стратегическое финансирование
Лучшие в мире
«Русполимет» – на МАКС-2021
Show-daily MAKS - МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ САЛОН
Официальное издание международного авиационно-космического салона
Размещение материалов в газете «Show-daily MAKS»: (985)766-3923, (908)576-9292, (912)371-6644
Copyright © 2021-2022 Перепечатка материалов – только с письменного разрешения издателя Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов