НАВЕРХ

ОПР
Объединенная промышленная редакция
Show-daily MAKS-2021
Официальное издание международного авиационно-космического салона
Философия диверсификации
Дмитрий Савицкий: «Сегодня «Алмаз – Антей» – основной производитель и системный интегратор системы ОрВД Российской Федерации»

Концерн ВКО «Алмаз – Антей», который является безусловным национальным лидером в области создания современных систем ПВО, в рамках своей экспозиции на МАКС-2021 представил широкую линейку диверсификационных решений и продукции, связанных в первую очередь с управлением и обеспечением безопасности гражданского воздушного движения. О достижениях и стратегии развития Концерна по программам диверсификации и его роли системного интегратора по модернизации аэронавигационной системы России в эксклюзивном интервью газете «Show-daily MAKS-2021» рассказал заместитель генерального директора Концерна ВКО «Алмаз – Антей» по продукции для аэронавигационной системы и продукции двойного назначения Дмитрий Савицкий.





– Дмитрий Владимирович, формируя экспозицию на МАКС-2021, какие главные акценты вы делали?

– В экспозиции Концерна на МАКС-2021 представлена широкая линейка новейшего перспективного оборудования по ряду гражданских направлений, в первую очередь это автоматизированные системы организации воздушного движения, инновационные разработки в области навигации и наблюдения, связи, аэронавигационной информации и обеспечения безопасности, а также бортовых систем, тренажёрных комплексов управления воздушным движением и ряд других разработок.

Из представленных на МАКС-2021 новинок можно назвать радиолокационно-оптический комплекс обеспечения безопасности объектов и нейтрализации беспилотников «ROSC-1», комплекс средств автоматизации наблюдения и контроля аэродромного движения «Вега», мобильный малогабаритный твердотельный метеорологический радиолокатор «ДМРЛ-3», радиолокационную станцию обзора лётного поля Х-диапазона «Алькор», охотника за дронами «Волк-18», автоматизированное рабочее место диспетчера «АРМ-Д» из состава комплекса средств автоматизации управления воздушным движением «СИНТЕЗ-А2», широкозонную и аэродромную многопозиционную систему наблюдения, оборудование автоматического зависимого наблюдения.

Можно сказать так: вся гражданская продукция, представленная Концерном на МАКС-2021, нацелена на решение единой системной задачи – обеспечение безопасного авиационно-транспортного сообщения в небе и на земле. При этом экспозиция Концерна наглядно демонстрирует конкретные достижения по реализации Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года по реконструкции и техническому перевооружению систем и средств организации воздушного движения, радиотехнического обеспечения полётов и электросвязи.

– Как известно, в 2008 году государство сделало ставку именно на «Алмаз – Антей» для создания современных систем управления воздушным движением…

– Именно так... С 2008 года решением руководства страны Концерн «Алмаз – Антей» является головным исполнителем Программы модернизации единой системы ОрВД России. В рамках этой программы с 2008 года с участием Концерна в России уже модернизировано более 200 аэродромов, создано десять укрупнённых центров управления воздушным движением и три особых центра – в Калининграде, на Камчатке и в Крыму. Нельзя не отметить важный момент: в этих центрах используется исключительно российское специальное программное обеспечение.

И жизнь подтвердила: это было очень взвешенное решение. На самом деле обеспечение безопасности полётов что у военной, что у гражданской, что у экспериментальной авиации основано на одних и тех же подходах. Есть, конечно, в каждом направлении своя специфика, которая связана с использованием того или иного типа оборудования, с обучением пилотов управлению разной техникой, но общие принципы едины. Родоначальниками были системы управления в интересах ПВО и ВВС. То есть опыт предприятий Концерна в данной области был наиболее подходящим для решения столь масштабной задачи.

При этом Концерн ВКО «Алмаз – Антей» объединил предприятия промышленности, которые ещё в советское время занимались тематикой управления воздушным движением и аэродромными системами, в том числе радиолокаторами, навигационными устройствами, посадочными системами. Получилось, что именно «Алмаз – Антей» обладает всеми историческими компетенциями, необходимыми производственными мощностями и технологическими возможностями для того, чтобы под эгидой государства обеспечить реализацию столь масштабной программы.

Сегодня «Алмаз – Антей» – основной производитель и системный интегратор системы ОрВД Российской Федерации. Концерн в кооперации с другими отечественными предприятиями производит практически всю номенклатуру, необходимую для оснащения объектов ОрВД. Предприятия, входящие в состав Концерна, поставили и внедрили как в России, так и в зарубежных странах сотни радиолокационных средств и систем, а также оснастили ряд центров управления воздушным движением средствами наблюдения, связи и автоматизации ОрВД гражданской авиации. И целый ряд новейших разработок, которые применяются Концерном, а также различные варианты технического оснащения и модернизации объектов, осуществляющих контроль воздушного движения в России, представлены в нашей экспозиции на МАКС-2021, о чём я уже говорил.

– В СМИ много писали о переоснащении Концерном в прошлом году Якутского центра ОрВД…

– Повышенное внимание к этому проекту объяснимо, потому что это был действительно очень масштабный проект: контролируемое Якутским укрупнённым центром воздушное пространство превышает 4 млн кв. км. В этом году планируется сдать в эксплуатацию ещё один укрупнённый центр ОрВД – в Санкт-Петербурге, там также очень много специфики, в том числе связанной с управлением воздушным пространством в Арктическом регионе вплоть до Северного полюса. Также среди масштабных проектов – переоснащение укрупнённого центра единой системы ОрВД в Ростове-на-Дону отечественной системой управления воздушным движением.

Особо подчеркну, что в рамках этой работы мы проводим полную замену поставленных ранее радиолокаторов и другой техники иностранного производства на российскую, которая не только абсолютно соответствует всем требованиям ICAO, но и превосходит по своим возможностям большинство зарубежных аналогов. Например, по климатике мы намного опережаем, наша техника может уверенно работать от минус 50 до плюс 50.

При этом хотел бы отметить, что наши задачи в этой области связаны не только с модернизацией центров ОрВД. Мы взаимодействуем с Росавиацией, с Росгидрометом и с другими госструктурами. Есть богатый опыт создания условий для обеспечения максимальной безопасности полётов и эффективности использования воздушного пространства во время мероприятий особой важности. Так, например, мы обеспечивали проведение Саммита АТЭС во Владивостоке, Всемирной летней Универсиады в Казани, Олимпийских игр в Сочи, чемпионата мира по футболу 2018 года в ряде городов России. У нас очень серьёзные проекты с «Газпромом», в том числе по оборудованию аэродрома совместного базирования в Левашово. И много других проектов, в том числе один из новейших – беспилотный подводный аппарат «Сарма», который мы совсем недавно презентовали в Екатеринбурге на Международном форуме ИННОПРОМ-2021.

– Правильно ли понимать, что гражданская продукция Концерна – это результат трансфера высоких оборонных технологий по программам диверсификации?

– Скажу ещё раз: практически всё гражданское оборудование, которое сегодня работает в управлении воздушным движением, так или иначе разрабатывалось изначально для ВВС и ПВО. При этом оно получило новое развитие в рамках задач, стоящих перед гражданской авиацией. Гражданские системы менее устойчивы к внешнему воздействию, чем боевые, но зато более надёжны, способны работать круглосуточно и непрерывно. Концерн создаёт для гражданского сектора перспективную высокотехнологичную продукцию.

Для нас диверсификация – это особое направление. Я считаю, что те решения, которые были приняты в соответствии с Указом Президента по назначению Концерна «Алмаз – Антей» головным исполнителем в такой серьёзной специфической области, как управление воздушным движением, позволили нам перенести высокоинтеллектуальный продукт из военной сферы в гражданскую.

Более того, при создании сложных инновационных систем Концерн выступает интегратором и координатором по сложным кооперационным цепочкам сотрудничества десятков предприятий, КБ и НИИ. Так, например, в кооперации по проектам модернизации центров ОрВД задействовано более двадцати предприятий, и это не только предприятия Концерна. Все они успешно взаимодействуют в рамках системной интеграции, организованной «Алмаз – Антеем».

При такой кооперации и создаётся перспективная инновационная продукция двойного и гражданского назначения, которая опирается на лучшие достижения оборонных технологий.

Одним из ярких примеров трансфера военных технологий в гражданскую тематику является представленный на МАКС-2021 радиолокационно-оптический комплекс обнаружения малоразмерных целей ROSC-1. Это диверсификация в чистом виде. По техническому заданию Воздушно-космических сил РФ НПО «Алмаз» был разработан, прошёл все испытания и принят на вооружение радиолокационный комплекс обнаружения и противодействия малоразмерным беспилотным летательным аппаратам (БЛА) РЛК-МЦ «Валдай». А затем на основе «Валдая» был создан радиолокационно-оптический комплекс ROSC-1. В гражданском варианте комплекс получил ещё дополнительные функции, связанные с орнитологией. После проведения цикла необходимых испытаний этот комплекс будут применять для обнаружения беспилотников и оценки орнитологической остановки в районе аэродромов.
Show-daily MAKS-2021, №3 22 июля 2021 года (день 3)
МАКС-2021: сделки и сенсации
Философия диверсификации
АЭРОСИЛА: ПЛАНОВЫЕ УСПЕХИ
БЛМЗ: успехи и перспективы

Продукция любой сложности и направленности
Оборудование вспомогательное. Но не второстепенное!
Стратегическое финансирование
Лучшие в мире
«Русполимет» – на МАКС-2021
Show-daily MAKS - МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ САЛОН
Официальное издание международного авиационно-космического салона
Размещение материалов в газете «Show-daily MAKS»: (985)766-3923, (908)576-9292, (912)371-6644
Copyright © 2021-2022 Перепечатка материалов – только с письменного разрешения издателя Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов